Проверка уполномоченными органами документов организации: что важно знать работодателю в 2025 году
К вопросам регулирования архивного дела, осуществляемого уполномоченным органом, относятся государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах (пп. 17) п. 2 ст. 18 Закона о НАФ и пп. 43) ст. 138 ПК РК). Согласно п. 1 ст. 130 ПК РК, сохранность подлинных документов Национального архивного фонда в государственной (государственных архивах) и частной (ведомственных и частных архивах) собственности обеспечивает защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
В состав Национального архивного фонда входят (п. 1 ст. 4 Закона о НАФ):
1) законодательные акты и другие официальные документы;
2) управленческая, научно-исследовательская, проектно-конструкторская, технологическая, патентно-лицензионная, картографическая, геодезическая, геологическая, телеметрическая и другая специальная документация;
3) электронные информационные ресурсы, машиноориентированная и аудиовизуальная документация;
4) документальные памятники истории и культуры;
5) документы личного происхождения и иная документация, представляющая национальную ценность;
6) иные документы, поступившие в собственность Республики Казахстан;
7) страховые копии особо ценных документов.
Как органы контроля и надзора проводят проверки
Государственный контроль за соблюдением законодательства РК о Национальном архивном фонде и архивах осуществляют в форме внеплановой проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с ПК РК (ст. 18-1 Закона о НАФ).
К субъектам (объектам) контроля относятся:
- юридические лица, не являющиеся государственными органами, организации в зависимости от организационно-правовой формы, в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы;
- подведомственные юридические лица государственных органов и местных исполнительных органов, в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы;
- негосударственные юридические лица, в деятельности которых формируются документы НАФ.
Согласно п. 5 ст. 137 ПК РК, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки проводят органы контроля и надзора одним из следующих действий:
1) посещение субъекта (объекта) контроля и надзора должностным лицом органа контроля и надзора;
2) запрос необходимой информации, касающейся предмета профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
3) вызов субъекта контроля и надзора с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных в проверочных листах.
По каким критериям субъекты (объекты) надзора относят к степеням риска
Орган контроля и надзора для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки относит субъекты (объекты) контроля и надзора к одной из следующих степеней риска (п. 3 ст. 141 ПК РК):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
Отнесение субъектов контроля к степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанное с обеспечением сохранности документов НАФ, которое может привести к уничтожению (утере), порче, подделке документов НАФ и других архивных документов (п. 9 Критериев оценки степени риска).
Согласно п. 10 Критериев оценки степени риска, по объективным критериям относятся:
1) к высокой степени риска:
- юридические лица, не являющиеся государственными органами, организации в зависимости от организационно-правовой формы, в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы;
- источники комплектования Национального архива Республики Казахстан, центральных государственных архивов и государственных архивов, за исключением государственных и местных исполнительных органов в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы;
2) к средней степени риска:
- подведомственные юридические лица государственных органов и местных исполнительных органов, в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы;
3) к низкой степени риска:
- негосударственные юридические лица, в деятельности которых формируются документы НАФ.
В отношении субъектов контроля, отнесённых по объективным критериям к высокой и средней степени риска, применяют субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Субъективные критерии подразделили на три степени: грубая, значительная, незначительная (п. 17 Критериев оценки степени риска).
К грубой степени относится риск уничтожения или порча документов НАФ. При уничтожении документов НАФ применяют ст. 509 КоАП РК.
Уничтожение документов Национального архивного фонда, документов по личному составу без согласования с уполномоченным органом либо местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы – влечёт штраф:
- на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 10 месячных расчётных показателей (далее по тексту – МРП);
- на субъектов среднего предпринимательства – в размере 20 МРП;
- на субъектов крупного предпринимательства – в размере 40 МРП.
Деяние, предусмотренное частью 1 ст. 509 КоАП РК, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечёт штраф:
- на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 20 МРП;
- на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40 МРП;
- на субъектов крупного предпринимательства – в размере 80 МРП.
Субъективные критерии определяют с применением следующих этапов (п. 18 Критериев оценки степени риска):
1) формирование базы данных и сбор информации о нарушении требований;
2) анализ информации и оценка рисков.
Для оценки степени риска по субъективным критериям используют следующие источники информации (п. 19 Критериев оценки степени риска):
1) результаты мониторинга отчётности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
3) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
ВНИМАНИЕ!
При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивают высокую степень риска, и в отношении него проводят профилактический контроль. В случае если грубых нарушений не выявили, то для определения показателя степени риска рассчитывают суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
Согласно п. 10 приложения 2 к Критериям оценки степени риска, по объективным критериям относятся:
1) к высокой степени риска:
- источники комплектования Национального архива Республики Казахстан, центральных государственных архивов и государственных архивов, за исключением государственных и местных исполнительных органов, в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы, использующие для организации электронного документооборота систему электронного документооборота (далее по тексту – СЭД) государственных органов или государственные юридические лица, в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы, использующие СЭД;
2) к средней степени риска:
- подведомственные юридические лица государственных органов и местных исполнительных органов, в деятельности которых формируются документы НАФ и другие архивные документы, использующие СЭД;
3) к низкой степени риска:
- негосударственные юридические лица, в деятельности которых формируются документы НАФ, использующие СЭД.
В отношении субъектов контроля, отнесённых по объективным критериям к высокой и средней степени риска, применяют субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля (п. 11 приложения 2 к Критериям оценки степени риска).
Систему оценки и управления рисками регулирующими государственными органами выстраивают с использованием информационных систем оценки и управления рисками, относящих субъекты (объекты) контроля и надзора к конкретным степеням риска и формирующих в автоматическом режиме графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также она основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах (п. 7 ст. 141 ПК РК).
Как назначают срок проведения проверки на соответствие требованиям
Основанием для назначения проверки на соответствие требованиям является график (п. 2 ст. 144 ПК РК). Его формируют в информационной системе оценки и управления рисками в автоматическом режиме на ежегодной основе в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора с обязательным указанием субъектов (объектов) контроля и надзора, в отношении которых назначена проверка на соответствие требованиям, установленым в проверочном листе за соблюдением законодательства РК о Национальном архивном фонде и архивах (приложение 3 к Критериям оценки степени риска), а также в проверочном листе за соблюдением законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи в части электронного документооборота и электронных архивов (приложение 4 к Критериям оценки степени риска).
График проведения проверок на соответствие требованиям в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения проверок, направляют для опубликования на объекте информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства».
ВНИМАНИЕ!
Орган контроля и надзора обязан уведомить в письменном виде субъект контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо) о начале проведения проверки на соответствие требованиям не менее чем за 30 календарных дней до начала проверки с указанием даты её начала.
Как проводят профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку
Согласно ст. 145 ПК РК, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку проводят на основании акта органа контроля и надзора о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки.
В акте о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки указывают:
1) номер и дату акта;
2) наименование государственного органа;
3) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
5) наименование субъекта контроля и надзора или фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица, в отношении которого назначено проведение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля и надзора, участок территории;
6) предмет назначенного профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
7) срок проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
8) основания проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат профилактическому контролю с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверке;
9) период проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
10) права и обязанности субъекта контроля и надзора;
11) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа;
12) подпись руководителя юридического лица либо его уполномоченного лица, физического лица о получении или отказе в получении акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки.
Согласно ст. 147 ПК РК, должностные лица органа контроля и надзора, прибывшие на объект для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, обязаны предъявить субъекту контроля и надзора:
1) акт о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учётов;
2) служебное удостоверение либо идентификационную карту.
Началом проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки считается дата вручения субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, а также ознакомления субъекта контроля и надзора с проверочным листом (при его наличии) с указанием пунктов требований, подлежащих профилактическому контролю с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверке.
Сроки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки устанавливают с учётом объёма предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:
1) для субъектов микропредпринимательства – не более пяти рабочих дней и с продлением до пяти рабочих дней;
2) для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства:
- при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки на соответствие требованиям – не более 15 рабочих дней и с продлением на срок не более 15 рабочих дней;
- при проведении внеплановых проверок – не более десяти рабочих дней и с продлением до десяти рабочих дней.
Как оформляют результаты профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки
По результатам профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки должностное лицо органа контроля и надзора составляет:
1) акт о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
2) предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений.
В акте о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки указывают:
1) дату, время и место составления акта;
2) наименование органа контроля и надзора;
3) дату и номер акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки (дополнительного акта о продлении срока при его наличии), на основании которого проведены профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
4) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку;
5) наименование или фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) субъекта контроля и надзора, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавшего при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
6) дату, место и период проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
7) сведения о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере;
8) наименование проверочного листа и пункты требований, по которым выявлены нарушения;
9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки представителей субъекта контроля и надзора, а также лиц, присутствовавших при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, их подписи или отказ от подписи;
10) подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку.
К акту о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки прилагают:
1) предписание об устранении выявленных нарушений в случае выявления нарушений;
2) протоколы (заключения) проведённых исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, – при их наличии.
По каждому акту о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, в ходе проведения которых выявили нарушения пунктов требований проверочных листов, выдают только одно предписание об устранении выявленных нарушений.
В предписании об устранении выявленных нарушений указывают:
1) дату, время и место составления предписания;
2) наименование органа контроля и надзора;
3) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку;
4) наименование или фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) субъекта контроля и надзора, должность представителя физического или юридического лица, присутствовавшего при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
5) дату, место и период проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки;
6) перечень выявленных нарушений в соответствии с пунктами требований проверочного листа с обязательным указанием степени тяжести нарушения в соответствии с субъективными критериями оценки степени риска;
7) указания по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием представителя субъекта контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченного лица, физического лица), а также лиц, присутствовавших при профилактическом контроле с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверке, их подписи или отказ от подписи;
9) подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку.
Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяют с учётом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее десяти календарных дней со дня вручения предписания об устранении выявленных нарушений.
Акт о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, предписание об устранении выявленных нарушений составляют в трёх экземплярах.
Орган контроля и надзора первый экземпляр акта о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, предписания об устранении выявленных нарушений сдаёт в электронной форме в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учётов и его территориальные органы, второй экземпляр на бумажном носителе под подпись или в электронной форме вручает субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий, третий остаётся у органа контроля и надзора.
ВНИМАНИЕ!
Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещены.
Изъятие и выемку подлинных документов производят в соответствии с нормами УПК РК, а также в случаях, предусмотренных КоАП РК.
Как устранить нарушения, выявленные в ходе профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки
Завершением срока профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки считается день вручения субъекту контроля и надзора акта о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки не позднее срока окончания профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, указанного в акте о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки (дополнительном акте о продлении срока при его наличии).
В течение срока устранения выявленных нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект контроля и надзора обязан предоставить в орган контроля и надзора, проводивший профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку, информацию об устранении выявленных нарушений.
В случае устранения выявленных нарушений в сроки, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект контроля и надзора обязан предоставить в орган контроля и надзора, проводивший профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверку, исчерпывающую информацию об устранении выявленных нарушений с подробным описанием порядка и способов устранения нарушений.
К предоставленной информации об устранении выявленных нарушений субъект контроля и надзора прилагает (при необходимости) материалы, доказывающие факт устранения нарушения.
В случае непредоставления субъектом контроля и надзора в установленный срок информации об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений по результатам профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки орган контроля и надзора в течение двух рабочих дней направляет субъекту контроля и надзора запрос о необходимости предоставления информации об исполнении предписания.
В случае непредоставления информации об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений или неустранения нарушений орган контроля и надзора вправе назначить внеплановую проверку.
ВНИМАНИЕ!
Внеплановые проверки не проводят в случаях анонимных обращений.
На каких основаниях проводят внеплановую проверку
Основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) контроля и надзора являются (п. 5 ст. 144 ПК РК):
1) контроль устранения нарушений, выявленных по результатам расследования;
2) контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в случаях, если субъект контроля и надзора более одного раза не предоставил информацию об устранении выявленных нарушений и (или) не устранил нарушения;
2-1) контроль устранения нарушений, являющихся основаниями для применения мер оперативного реагирования;
3) обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства РК при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств;
4) требования прокурора по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
5) обращения государственных органов по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, правам и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также нарушений требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечёт причинение вреда жизни и здоровью человека;
6) повторная проверка, связанная с обращением субъекта контроля и надзора о несогласии с первоначальной проверкой (неправомерность применения мер оперативного реагирования);
7) поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным УПК РК.
К проверке документов организации уполномоченными органами работодателю в 2025 году нужно подготовиться особенно тщательно. Комплексный подход к оформлению документов, включая соблюдение всех законодательных норм и требований к внутренней отчётности, способен не только минимизировать риски, но и укрепить репутацию компании. Осознанный подход к ведению документации станет залогом успешной и безопасной деятельности вашей компании.
